В Великий Четверг вспоминается важнейшее евангельское событие: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии).
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. (Мф. 26, 26-28)
Православные христиане в этот день стараются причаститься Святых Христовых Таин, свершая таким образом вхождение внутрь Тайной Вечери. И очень грустно, что в такой Великий день, когда Святая Церковь особым образом вспоминает Тайную Вечерю – множество народа, руководимое одними им ведомыми понятиями. нарекая этот день «Чистым четвергом» , очищают не душу, а тело и то, что это тело окружает – окна, квартиры, одежды и прочее… И вместо радости Причастия, единения со Христом – суета.
У людей перед праздником уборка.
В стороне от этой толчеи
Отмываю миром из ведерка
Я стопы пречистые Твои. (Б. Пастернак)
После Тайной Вечери Христос, показывая Свое смирение, омыл ноги ученикам, что также нашло отражение в богослужебной практике Церкви в Великий четверг. Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии Великого четверга. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям.
На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13, 1-30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий, и предсказав Апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую (Лк. 22, 24-28; Мф. 26, 30-35). Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные
В Великий Четверг совершается неповторимая по своей красоте служба – чтение двенадцати страстных Евангелий. В этих отрывках от начала до конца описан путь страданий, которым прошел Христос.
***
Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех благий, Господи, слава Тебе.