СТАРЕЦ НАРОДА ПРАВОСЛАВНОГО

Дорогие братия и сестры!
23 февраля состоялось отпевание духовника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) (1919 — 2017). Размещаем для общей духовной пользы его наставления.

В миру Павлов Иван Дмитриевич, родился 8 октября 1919  года в деревне Маковские Выселки, ныне Михайловского района Рязанской области. Родился и вырос в верующей крестьянской семье. По его словам, «с 12 лет жил в неверующей среде, у брата, и растерял свою духовность».

После окончания техникума работал технологом на металлургическом комбинате. В армию был призван в конце 1930-х годов, служил на Дальнем Востоке.  Возвращение к духовности произошло во время Великой Отечественной войны . С самого начала войны он участвовал в военных действиях сержантом пехоты. В чине лейтенанта и в должности командира взвода он принял участие в Сталинградской битве. Отец Кирилл впоследствии рассказывал:

«Великая и страшная Отечественная война была попущена самим Господом, который, не желая никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле, очищая развращенный и утративший веру народ, чтобы спасти тех, которых можно спасти... И когда стали открывать храмы, такой был подъем в народе. Народ шёл в храмы. После Сталинградской битвы, когда мы прибыли в тамбовские леса на отдых, в один воскресный день я пошел в Тамбов. Там открыли единственный храм. Собор был весь голый, одни стены… Народу — битком. Я был в военной форме, в шинели. Священник, отец Иоанн, который впоследствии стал епископом Иннокентием Калининским, такую проникновенную проповедь произнёс, что все, сколько было в храме народа, — навзрыд плакали. Это был сплошной вопль...»

После освобождения Сталинграда произошло событие, окончательно изменившее его жизнь. В начале апреля  1943 года, неся караульную службу, среди развалин дома он поднял из мусора книгу. Это оказалось Евангелие«Я шел с Евангелием и не боялся..., — впоследствии вспоминал батюшка. — Просто Господь был со мною рядом, и я ничего не боялся».

В 1953 году, заканчивая Московскую духовную семинарию, Иван Павлов принял монашеский постриг в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с именем Кирилл. Вначале он был пономарем, а в 1970 году его назначили казначеем Лавры и братским духовником. Это служение архимандрит Кирилл нес больше тридцати лет, став также духовником трех патриархов: Алексия І, Пимена и Алексия ІІ.

О чем бы ни говорил отец Кирилл — о празднике, евангельском чтении, о святых и в первую очередь, конечно, о великом начальнике Лавры, Преподобном Сергии, — во всем присутствал призыв, хотя бы и не произнесенный вслух, но все пронизывающий собой: Ищите прежде Царствия Небесного. Царствие Небесное — то единственное, чего искал в своей жизни он сам, к чему он и звал нас с вами.

“Язык, слово — это бесценный дар Божий. И мы должны дорожить им, потому что через слово мы сообщаемся друг с другом. Это величайшее сокровище, которое Бог даровал людям. Через слово мы молимся, обращаемся к Богу, словом мы связываемся друг с другом. Произнесенное наше слово — оно никогда даром не пропадает, не исчезает бесследно. Оно не возвращается назад. Но оно переходит в умы, сердца, уста других людей и рождает многочисленные чувства, пожелания, деяния, поступки. И, разросшееся в великое дерево с его плодами, оно непременно с нами встретится на Страшном Суде Божием. Вот такое величайшее значение имеет этот бесценный дар, который дал людям Бог — это слово.

Оттого-то в словах отца Кирилла и нет, кажется, ничего земного, в их простоте и безыскусности — дыхание вечной жизни.
Наставления архимандрита Кирилла (Павлова):

Держи голову низко, а душу к Богу близко.
В делах вертись, а с людьми мирись.
Как спастись? Сердце смиряй, а себя укоряй.
Монах спит, а грех бдит.
Не будешь человекоугодником, станешь Богоугодником.
Если не слышишь чужие стоны, не помогут ни посты, ни поклоны.
Людям важна внешность, а Богу — правдивость и честность.
Кто Богу молится, тот не опозорится.
Не смейся чужой нужде, не заплачешь о своей беде.
Тот, кто других укоряет, о своих грехах забывает.
Человек смиренный — алмаз безценный.
Чистое сердце, словно криница, — всем пригодится.
Кого мир обманул? Кто к нему привязался. А кого Бог спас? Кто на Него полагался.
Хочешь спасаться — умей смиряться.
Помни: хороши пост и бдение, но лучше всего — смирение.
Гордый, как поздний ужин, — никому не нужен.
Не пренебрегай ни одним человеком, хорош он или плох, и твои дела управит Бог.
Суть послушания в одном — тот, кто послушен, тот со Христом.
Кто старцу верен, тот Богом проверен.
Благословение духовного отца терпи до конца.
У послушника — преданность, у духовника — благословение, у Бога — спасение.
Сначала скорби, потом благодать.
Дух любит мужество, но не дерзость.
Душа должна иметь благородство, ибо спасение благородно, потому что Бог дает его даром.
Церковь всегда распята, как и Христос.
За любовь предстоит борьба до последнего вздоха.
Бедность — самое лучшее условие для духовной практики.
Спасение — только в наступлении на грех. В отступлении перед грехом — гибель.
Скорби — это путь к обожению души. Это значит — идти на вольную страсть, на крест.
Лучшая форма любви испокон веков одна — это молитва.
Принять произвольное страдание ради Христа — выше обычных утешений.
Упавший и поднявшийся — спасается. Не вставший — гибнет.
Хочешь быть свободным во Христе — откажись от себя.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.