ЛАЗУРНЫЙ ЦВЕТ УСПЕНСКОГО ПОСТА…

успенский пост“Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас» (Св. Симеон Солунский )

14 августа, начинается Успенский пост, который установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.  Успенский пост – самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается  медовым Спасом, в центр его – Преображение Господне, заканчивается праздником Успения Божией Матери.  Успенский пост уже считается осенним, и, на самом деле – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие.  Успенский пост-- прекрасный период жизни православного, когда после летней суеты Церковь помогает снова сосредоточиться на самом главном, «войти в радость Господа своего» — и уже очищенными, освящёнными вступать в прекрасную пору осени , в новый церковный год…

Всякий пост, по выражению прот. Александра Шменана, – «светлая печаль», но к Успенскому посту это относится в особенности. О нем уместно сказать: небесная печаль. Он  как бы окрашен в лазурные тона. Быть может, именно Успенский пост помогает лучше всего осознать сущность поста как такового, потому что наилучшим образом пример постничества являет нам Пресвятая Дева, чуждая от рождения всякой скверны и свободная, благодаря всецелому устремлению души к Богу,  от человеческих немощей, и настолько же нечуждая, близкая немощным людям, сочувствующая им, ищущая любой возможности доставить им самую простую, земную радость .

Богоматерь является как бы границей между тварным естеством и Богом, и к Ней мы тоже обращаемся за спасением. По слову святителя Игнатия Кавказского, «Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем Ангелам и Архангелам, говорит им: “молите Бога о нас”, к одной Богоматери она употребляет слова: “Спаси нас”».

В  первый день Успенского поста, празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня. Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало этого праздника относится к IX веку, а с ХII-ХIII веков он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 ( 14) августа, две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней». 14 (28)  августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.