ПЕРВАЯ СЕДМИЦА (ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ) – с 19 февраля по 25 февраля
ВТОРАЯ СЕДМИЦА (ГРИГОРИЯ ПАЛАМЫ) – с 26 февраля по 4 марта
ТРЕТЬЯ СЕДМИЦА (КРЕСТОПОКЛОННАЯ) – с 5 марта по 11 марта
ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА ( БОГОСЛОВА ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА) – с 12 марта по 18 марта
ПЯТАЯ СЕДМИЦА (ПРЕП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ) – с 19 марта по 25 марта
ШЕСТАЯ СЕДМИЦА (ВАИЙ – ЦВЕТОНОСНАЯ) – с 26 марта по 1 апреля
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА (НЕДЕЛЯ СТРАДАНИЙ ГОСПОДА) – со 2 апреля по 7 апреля
19 февраля – 25 февраля – чтение Великого покаянного канона св. Андрея Критского. Канон разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, начинается чтение в Великий понедельник- 19 февраля. Канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
25 февраля — Торжество Православия или Первая неделя Великого поста (первый воскресный день ). В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.
3 марта – Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.
4 марта – День памяти святителя Григория Паламы или Вторая неделя Великого поста (второй воскресный день ).
Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно Православной вере он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.
10 марта – Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста
11 марта – Крестопоклонная неделя или Третья неделя Великого поста (третий воскресный день ) В этот день читают предания, усердно молятся, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест».
18 марта — День памяти богослова Иоанна Лествичника или Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день ). Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую “Лествицу добродетелей”, где показал ступени восхождения к духовному совершенству.
22 марта — Мариино стояние (чтение Великого канона свт. Андрея Критского, полностью, с чтением жития преп. Марии Египетской) , реально совершается накануне – 21 марта, в среду вечером.
22 марта- День памяти Сорока Севастийских мучеников.
Сорок Севастийских мучеников — это воины-христиане, принявшие мученическую смерть за веру во Христа в Севастии (Малая Армения, совр. Турция) в 320 году при Ликинии.
24 марта — Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Это единственный акафист, предусмотренный церковным Уставом; причём его пение совершается также только один раз в году – в субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером – 23 марта)
25 марта — День памяти преп. Марии Египетской или Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день ). Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.
31 марта – Лазарева суббота.
В этот день христиане воспоминают чудо воскрешения Христом праведного Лазаря (Ин.11:1-45), которое совершено в удостоверение грядущего воскресения всех умерших. Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим.
1апреля – Вербное Воскресение или Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день ).
Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение)— прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви (на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА — СО 2 АПРЕЛЯ ПО 7 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА
Великий Понедельник (2 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт.37); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Мф.21:18-43; 24:3-35).
Великий Вторник (3 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Мф. 24:36-26:2) Первосвященники и старейшины искушали Его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал Его.
Великая Среда (4 апреля) Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Мф.26:6-16). Последний раз читается молитва прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
Великий (Чистый) Четверг (5 апреля). Воспоминание Тайной Вечери и установление Таинства Евхаристии — Святого Причастия. Этот обряд признается всеми христианами , верующие вкушают вино и хлеб, подразумевая под ними Тело и Кровь Иисуса Христа. С Великого Четверга и до воскресенья во всех православных храмах церковные службы посвящаются воспоминаниям о земных страданиях Спасителя. Все православные христиане стараются причаститься Святых Христовых Таин. Вечером чтение 12-ти «Страстных Евангелий».
Великая Пятница (6 апреля) Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти, смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского.
День великой скорби и строгого поста (Устав повелевает полное воздержание от пищи в течение всего дня; но, согласно узаконенной традиции, здоровые люди воздерживаются от пищи до окончания выноса Плащаницы). Литургия (Бескровная Жертва) в этот день не служится, потому что Жертва принесена на Голгофе. Утром – чтение Великих (Царских) Часов.
В середине дня (обычно в 14 часов) совершается Чин выноса Плащаницы. Вечером (обычно в 18 часов) совершается Чин Погребения.
Великая Суббота (7 апреля) Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом.
Утром совершается Литургия Светлой Субботы, после которой, по традиции, освящается праздничная трапеза (по Уставу, это освящение совершается в Пасхальную ночь, после Литургии и освящения артоса).
7 апреля –Праздник Благовещения.
Название праздника — Благовещение — передает главный смысл связанного с ним события: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа.