Маленькую Девочку родители приводят в Храм. Ничего необычного — тогда, почти две тысячи лет назад, все в Иерусалиме так делали, то был распространенный обычай, ибо привести ребенка в храм означало ввести его жизнь в соприкосновение с Богом, задать ей конечную цель и назначение, осветить изнутри светом высших ценностей.
Но вот, как повествуется в песнопениях праздника, священник берет и вводит эту Девочку туда, куда никто, кроме священников, не смел входить, — в место, называемое Святое святых, в самую таинственную, самую священную глубину Храма. Имя девочки — Мария, это будущая Мать Иисуса Христа, т. е. Та, через Кого по вере христиан Сам Бог приходит в мир к людям как Человек, чтобы разделить их жизнь, раскрыть божественное и вечное ее содержание.
Что это — сказки и легенды древности, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Или же тут поведано и раскрыто нам нечто такое, о чем иначе, в простых человеческих словах, может быть, и не скажешь, что прямо и непосредственно относится к нам, к теперешней нашей жизни?
Вот был грандиозный Храм, гордость Иерусалима, и веками люди верили, что только в нем может человек соприкоснуться с Богом. Но священник ввел Маленькую Марию в самое священное его место и мы сейчас поем: «Пречистый храм Спасов вводится в храм Господень»...
Смысл всех этих событий, слов, воспоминаний прост: отныне храмом становится сам человек. Отныне не камни и не алтари, а человек, его душа, ум, тело, вся его жизнь — вот священный и божественный центр мира, вот новое Святое святых. Один храм, живой и человеческий, входит в другой, каменный, и изнутри завершает его смысл и назначение.
Перемещается центр тяжести религии, больше того — перемещается центр тяжести самой жизни. В мир входит учение, которое ничто не ставит выше человека, ибо Сам Бог принимает человеческий образ, являя этим, что назначение человека — божественное.
Отец Александр Шмеман