ИСТОРИЯ ПРИХОДА

           ИСТОРИЯ ХРАМА СВ. АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

XVII-ХVIII ВЕК. ОСНОВАНИЕ ГОРОДА ЖОДИНО( БОГУСЛАВ ПОЛЕ )

Фотоистория деревянного храма
 Архистратиг Михаил

Наш город-город Жодино- имеет две даты рождения. Первое упоминание в исторических документах относится к 1643 году, а 7 марта 1963 года городской поселок Жодино получил статус города областного подчинения в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета БССР.

На берегах реки Плиса и Жодинка Богуслав Радзивилл основал местечко под названием Богуслав Поле в составе Великого княжества Литовского; к 1665 году в нем было 97 домов, 2 мельницы, 92 торговые лавки и одна церковь. А  В 1669 г. перечисляются уже две церкви: Петровская и новопостроенная православная церковь Святой Троицы. Петровская церковь после смерти князя Богуслава Радзивила была переведена в католичество.  Во время Северной войны (1700—1721 гг.) Петровская церковь сгорела. Она больше не восстанавливалась, а служившие здесь священники перешли в Минский бенедиктинский монастырь. Троицкая церковь в 1745 году была насильственно переведена в униатство и освящена в честь святых Петра и Павла. В 1781 году местечко получает свое нынешнее название – Жодино, а с 1793 года Жодино входит в состав Российской империи в качестве села Смолевичской волости Борисовского повета.

XIX ВЕК. ПРАВОСЛАВНАЯ МИХАЙЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ.

Отечественная война 1812 года принесла жителям села опустошение, болезни и голод. Спустя шесть лет после изгнания французов в 1818 году в Жодино числилось всего 42 двора с населением 171 человек. В 1828 году новым хозяином Смолевичского имения, в которое входит и село Жодино, становится князь Людвиг Леон (Лев Петрович) Витгенштейн, сын известного русского полководца, отличившегося в Отечественной войне 1812 года.  В 1853 году Людвиг Леон Витгенштейн составляет дарственную, согласно которой все его имения в Российской империи переходят сыну Петру. Петропавловская униатская церковь просуществовала более века и только в 1859 году, через 20 лет после Полоцкого церковного собора (1839 г.), приход был переведен в православие.

В 1863 году на месте старой разрушенной униатской Петропавловской церкви заложили православную деревянную Михайловскую церковь, которая вскоре стала центром Жодинского прихода, в состав которого входили деревни Жодин, Остров, Судабовка, Пересады, Ельница, Струпень, Рассошное, Заброденье, Поддубье, Трубенок и Дымовка. Прихожан мужского пола числилось 945 человек, женского 921. При церкви существовало церковно-приходское попечительство и штатное народное училище. Церковь представляла собой деревянное строение на каменном фундаменте в виде продолговатого креста с одним глухим куполом посередине и колокольней на фронтонной части, с одними дверями и окнами в один ряд.

С 1 сентября 1897 года настоятелем Михайловской церкви назначен отец Феофил — Феофил Антонович Триденский. Феофил Триденский был назначен законоучителем Жодинского народного училища и блестяще справился с возложенными на него обязанностями. Резолюцией Его Преосвященства от 10 июня 1898 года Триденский утверждается членом Борисовского уездного отделения Минского епархиального училищного совета.

НАЧАЛО XX ВЕКА. НАСТОЯТЕЛЬ ФЕОФИЛ ТРИДЕНСКИЙ .

 В 1901 г. в состав Жодинскогоо прихода входили 12 деревень и 4 посёлка, а численность прихожан составляла уже более 3 тысяч человек. К Жодинской Михайловской церкви были приписаны еще 3 церкви. Михайловская церковь нуждалась в срочном ремонте. Крыша, пол, потолок – все требовало починки. И отец Феофил обращается во все высокие инстанции с просьбой выделения средств на ремонт строения. Однако дело с починкою продвигалось медленно, средств в казне не находилось. И тогда отец Феофил призвал верующих внести свою лепту в восстановление храма. Как говорится в клировой ведомости за 1908 год, церковь была «капитально отремонтирована на средства прихожан, которые собирали деньги в течение нескольких лет по 15 копеек с десятины земли».

Образованность, интеллигентность и при этом активность, настойчивость и основательность во всем, за что бы ни брался о. Феофил, снискали ему славу человека во всех отношениях положительного и благонадежного, прекрасного организатора и ответственного исполнителя. Ему доверяли все более и более ответственные дела. 30 декабря 1906 года Феофил Триденский назначается Благочинным 1-го округа Борисовского уезда. Божья искра, которую нес в себе отец Феофил, привлекала к нему людей. Ему верили, за ним шли. Он действительно стал «отцом» для своих прихожан, мудрым, добрым, все знающим и понимающим. Во время воскресной проповеди в церкви было не протолкнуться. К нему шли за советом, искали утешения, поддержки, одобрения.

история церкви3Наступил 1914 год. Вспыхнула война. В школах, церквях начался сбор средств на нужды общества Красного Креста. Отец Феофил оказался в гуще событий. Организовывал помощь семьям учащихся, оставшихся без кормильца, в Жодинской церкви начался сбор пожертвований, на фронт отправлялись посылки для солдат российской армии.

По окончании войны Россию охватил экономический и политический кризис, который привел страну к катастрофе.

ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. РЕПРЕССИИ И УНИЧТОЖЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА.

1917 год. Революция. Церковь отделена от  государства. Ленин объявляет религию опиумом народа, ставя тем самым духовенство вне закона. У верующих насильственно отторгаются здания. Священству было предъявлено ультимативное требование о прекращении регистрации крещений и венчаний…

Феофил Триденский был отстранен от преподавательской деятельности. По требованию Смолевичского волисполкома с 1919 года в Жодинской церкви прекратилось совершение обрядов крещений и венчаний. А в 1922 году по просторам необъятной советской страны пронеслась волна изъятия церковных ценностей, отозвавшаяся тревожным эхом беззакония в Беларуси. Не минула сия участь и Жодинскую церковь. В мае 1922 года комиссия Смолевичского волисполкома составила опись церковного имущества Жодинской Михайловской церкви и произвела изъятие наиболее ценных вещей, о чем имеется акт за подписями председателя Смолевичского волисполкома, Феофила Триденского и членов комиссии.Прокатилась волна репрессий--сотни священников и многие тысячи мирян были высланы за пределы Беларуси, заключены в концлагеря, расстреляны.

Не  изменил своему пастырскому долгу Феофил Триденский. Не приемля в принципе творящихся беззаконий, он призывал верующих к терпению и надежде. Но пришел и его черед. 28 февраля 1931 года отец Феофил был арестован. Его обвинили в том, что он «вел злостную антисоветскую агитацию против всех мероприятий советской власти, распространял провокационные слухи о скорой гибели власти и приходе поляков». Постановлением «тройки» ОГПУ от 17 мая 1931 года Ф.А. Триденский был осужден на три года лагерей с высылкой.  После ареста батюшки закрылась и Михайловская церковь. Какое-то время она пустовала, а затем купола были снесены,  а здание церкви отдали колхозу «Чырвонае Жодзіна» и превратили в колхозное зернохранилище.

Спустя многие годы Феофилу Антоновичу Триденскому вернули его доброе имя. Заключением прокуратуры БССР от 20 июля 1989 года он реабилитирован. В воспоминаниях жодинцев отец Феофил навсегда остался образцом святости, доброты, чистоты помыслов и деяний.

Шли годы. Однако верующие не смирились с закрытием церкви и продолжали отправлять церковные обряды: возили в Борисов крестить детей, венчались, молились за упокой души. Даже жодинские коммунисты и советские работники не могли запретить своим женам тайно крестить детей.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ.

история церкви11941 год. Началась Великая Отечественная война. Беларусь оккупировали немецко-фашистские захватчики. На станции Жодино разместился немецкий гарнизон. Зимой 1942 года группа верующих обратилась к оккупационным властям с просьбой восстановить в Жодино церковь и вернуть им отнятое здание. Просьба была удовлетворена. Вычистив и несколько подлатав обветшавшее строение, верующие привезли из Гливина священника. И уже в 1942 году на Пасху состоялось первое богослужение в восстановленной церкви. Настоятелем жодинской Михайловской церкви в 1942—1949 годах был заштатный священник Михаил Ильич Пигулевский.  На средства верующих для церкви приобрели иконы и другую церковную утварь. По воспоминаниям местных жителей, некий борисовский художник написал десять икон, которые и привезли в Михайловскую церковь.

После освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков указом Архиепископа Минского и Белорусского Василия от 8 октября 1944 года №573 Михаил Ильич Пигулевский официально был назначен настоятелем церкви Св. Архистратига Михаила в селе Жодино. Штатным псаломщиком церкви указом от 12 января 1945 года назначался Антон Андреевич Пристром, смолевичский земледелец. Однако чтобы церковь  и дальше могла продолжать свою деятельность, необходимо было получить разрешение местных советских властей на пользование церковным зданием.

В 1945 году актив прихожан жодинского православного прихода подал прошение в Смолевичский районный исполнительный комитет депутатов трудящихся на имя уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Минской области Смолевичского района с просьбой передать верующим в пользование здание церкви. Письмо подписали 20 человек. И уже 24 июня 1945 года был составлен договор, согласно которому верующие жодинского православного прихода приняли «в бессрочное бесплатное пользование находящееся в селе Жодино … одноэтажное деревянное церковное здание без куполов и ограды с богослужебными предметами по особой … описи…». Опись церковного имущества была составлена чуть ранее – 14 июня 1945 года, и состояла из 26 пунктов.история церкви2

Внутреннее убранство церкви состояло из деревянного престола, жертвенника, стола, трех табуреток, пяти деревянных аналоев, восьми деревянных и металлических подсвечников, одного металлического запрестольного креста, деревянной гробницы. Для отправления обрядов имелись две старые металлические хоругви, в ризнице – одно священническое облачение из мишурной парчи, дискос, звездица, два старых мишурных покровца и несколько алюминиевых сосудов. Верующие с воодушевлением принялись за восстановление церкви. В первую очередь необходимо было отстроить новые купола и колокольню, возвести ограду. Однако в тяжелое послевоенное время, когда в стране царила разруха, лес выдавался исключительно на строительство жилья и объектов производственного и социального назначения. Строительный материал пришлось собирать по прихожанам.

В 1948 году подал прошение об увольнении  по болезни и престарелый отец Михаил Пигулевский. На его место указом архиепископа Минского и Белорусского Питирима от 5 декабря 1949 года №1347 в Жодино был переведен настоятель Малевской церкви Несвижского благочиния священник Евгений Зубович.

Свято-Михайловская церковь все более преображалась. На пожертвования верующих приобреталась церковная утварь, мебель, посуда, иконы, богослужебные книги.  В церкви регулярно проводились службы и молебны. На Пасху, Троицу, Рождество при большом стечении народа проходила праздничная литургия, служба сопровождалась пением хора из верующих.

В ухоженном церковном дворике было уютно, росли липы, березы.  Над входом в церковь верующих встречала икона Божьей матери. Внутри здание было выполнено в виде креста. На горнем месте размещалась икона Святой Троицы, на клиросе почетное место занимала икона Архистратига Михаила, защитника и покровителя храма, носившего его имя.

В 1953 году под руководством отца Евгения жодинская Михайловская церковь подверглась капитальному ремонту. Были переделаны купол и колокольня, деревянные кресты заменены металлическими, подведено электричество.

1960 ГОД. ЛИКВИДАЦИЯ ЦЕРКВИ.

Подъем, с которым верующие возрождали свою церковь, во властных структурах вызывал резкое неприятие. Надо заметить, в послевоенный период Жодино – это уже не село, а перспективный городской поселок. Здесь строится ГРЭС, автомобильный завод. Население быстро растет, сюда со всего Союза едут специалисты, молодежь. Молодежи нужно место для культурного досуга, а жодинский клуб, размещавшийся под одной крышей с сельсоветом, уже не вмещал всех желающих. И тогда исполком Минского Совета депутатов трудящихся в сентябре 1952 года принимает решение №788 «Об изъятии здания, занимаемого православной общиной в селе Жодино Смолевичского района», в котором содержалось прямое предписание смолевичским и жодинским властям «здание изъять и передать Жодинскому сельсовету под клуб»…

Настоятель церкви отец Евгений писал письма во все инстанции, доказывал, что церковь в Жодино нужна. На некоторое время вопрос о закрытии церкви удалось снять с повестки дня.

 Указом епископа от 8 октября 1957 года настоятель Свято-Михайловской церкви Е.И.Зубович в связи с переходом на службу в Куйбышевскую епархию был уволен, а настоятель Свято-Благовещенской церкви местечка Ляды Минского благочиния протоиерей Павел Константинович Кирик принят на должность настоятеля Свято-Михайловской церкви в Жодино.

21 января 1958 года поселок Жодино, поселки энергетиков и автомобилестроителей были объединены в единый городской поселок Жодино. Начал создаваться генеральный план застройки городского поселка. В районе, где была расположена церковь, планировалось построить административные и культурно-просветительные учреждения, а также жилые кварталы. Снова встал вопрос о сносе жодинской церкви. Павел Кирик, назначенный в сентябре 1958 года благочинным церквей Борисовского округа, призвал верующих встать на защиту храма. Да и сами верующие были глубоко возмущены действиями властей. Они писали коллективные заявления и прошения с просьбой не закрывать церковь, собирали подписи. Однако вопрос о сносе жодинской церкви был уже предрешен. 8 апреля 1960 года исполком Смолевичского райсовета депутатов трудящихся принял решение о закрытии и сносе жодинской православной церкви.

Местные власти торопились со сносом церкви, так как на ее месте планировалось строить широкоэкранный кинотеатр, а участок, где располагался храм, решением исполкома Смолевичского райсовета депутатов трудящихся, объединялся с территорией кинотеатра, и на нем в 1960 году планировалось заложить поселковый парк культуры и построить некоторые подсобные помещения кинотеатра.

В декабре 1960 года жодинская Свято-Михайловская православная церковь была снесена силами военнослужащих военного городка Печи. Здание Жодинской церкви было разобрано, материал ( бревна и доски) перевезен в деревню  Плиса, где его предполагалось  использовать при строительстве сельского кинотеатра. Последний настоятель жодинской Свято-Михайловской церкви отец Павел Кирик указом №1309 от 14 июля 1960 года был переведен на должность настоятеля Преображенской церкви города Шклова Могилевской. Имущество церкви, приобретенное на пожертвования прихожан, поступило в собственность государства. Инвентарная опись, составленная 1 июля 1960 года, включала в себя 78 пунктов, в том числе: здание церкви деревянное, сторожку для псаломщика каменную, дом для священника деревянный, сарай при доме священника, разную церковную утварь, иконы, коих теперь было 39, и богослужебные книги числом 17 экземпляров, некоторые из которых использовались еще униатской церковью.

А на месте снесенной церкви в Жодино был построен павильон «ПИВО-ВОДЫ». Мужья тайком от жен после рабочей смены спешили сюда пообщаться за кружкой пива. Удобно устроившись в тени вековых лип, они «приобщались» к культуре. Здание существует  до сих пор. Находится недалеко от кинотеатра «Родина» и до недавнего времени там размещался фирменный магазин «Смак» Борисовского мясокомбината. Справа от входа в магазин между деревьев сохранились остатки фундамента снесенной церкви. На месте храма установлен Поклонный Крест в память о Свято-Михайловской церкви.

Источники:

— Г.Анискевич  «Жодино вчера и сегодня»;

— архивные документы и фотографии;

— материалы сети интернет.

Фотоистория деревянного храма
 Архистратиг Михаил

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *