«Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху, да возсияет и нам, грешным, Свет Твой присносущный молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.» (глас.7 )
Преображение – это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды – белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). Толкователи священного Писания говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.
Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы. Фавор в переводе означает «чистота, свет». Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и искренне кается в содеянном, освобождается от душевной нечистоты- тот и может принять Божественный нетварный Свет. Стремление к обретению этого Света – это и есть духовный смысл жизни. Свет Божественный всегда один и тот же, он постоянен, неизменен по своей сущности, он всегда в полноте. Но восприятие этого света человеком происходит по мере его духовного возрастания. Чем ближе человек к Богу, тем больше он видит этот свет, и тем больше он может видеть в этом свете. Свет просвещает только такого человека, который тянется к свету.
Преображение Господне всех нас призывает к преображению, к изменению себя , своей души на евангельский строй по образу Самого Христа. «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» (Мф. XI , 29).