Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

крест2«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». ( Мф.10,38 )

Праздник Воздвижения Креста Господня — есть прославление Креста Христова. Господь наш Иисус Христос был распят на кресте, претерпел мучительную, позорную смерть ради спасения рода человеческого. До Голгофской смерти Христа крест был у римлян орудием казни, употреблявшимся только по отношению к самым отъявленным злодеям: разбойникам, убийцам, мятежникам, преступным рабам. После крестной смерти Иисуса Христа христиане стали почитать крест как орудие нашего спасения и чествовали его с самого начала существования Церкви.

Этот праздник утвержден в IV веке, уже после того, как при императоре Константине утвердилось православие, которое победило язычество. Христианство ширилось и крепло. Уже и сильные мира сего задумывались о Божественном происхождении Распятого и Вознесенного на Крест. Император Константин Великий сподобился со всем своим воинством видеть Божие знамение — из звезд светящийся на небе Крест и сияние надписи вокруг него: «Сим победиши».

Труд по поиску Креста Господня приняла на себя восьмидесятилетняя Елена, мать первого императора-христианина Константина. Императоры-язычники и злоба иудеев пытались полностью уничтожить в человеке воспоминания о священных событиях и священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Гроб Господень и Голгофа были засыпаны землей, и на месте искусственного холма водружено языческое капище. Святая царица Елена поехала в святой город Иерусалим, в котором были проведены раскопки на месте распятия и погребения Христа Спасителя, и был обнаружен Крест. Были найдены все три креста, на которых был распят Господь Иисус Христос и разбойники рядом с ним. Их никто никуда не уносил, а оставили рядом и засыпали землей. Они сохранились в течение ряда столетий, и это неудивительно, так как почва там сухая и песчаная. Не было ясно, на каком из этих Крестов был распят Спаситель, так как все Кресты были одинаковыми. Святитель Макарий, вместе с царицей Еленой возглавлявший поиск, воскликнул: «Если Промысел Божий не благоволил навсегда оставить Крест Господень в земле, то попустит ли ему оставаться в неизвестности? Попустит ли, чтобы мы вместо Креста Господня воздавали честь кресту разбойника? Бог Сам укажет нам Крест нашего Спасителя». Тогда была совершена молитва, и — сколько было веры у людей! – взяли тело мертвого человека, приложили его ко всем трем крестам, и он воскрес, когда был приложен к тому Кресту, на котором был распят Спаситель. Весть о совершенном чуде, потрясшая присутствующих, во мгновение ока облетела Иерусалим и собрала верующих и неверующих к подножию Креста на Голгофу. Святитель Макарий с царицей Еленой, встав на возвышении, воздвизали Честной Крест насколько возможно высоко на все четыре стороны, чтобы все могли поклониться ему. Так совершилось обретение Креста Господня. Через триста двадцать шесть лет после распятия Спасителя Животворящее Древо Креста Господня опять стало проповедником силы и Божества Христова.

Царица Елена повелела построить храм на месте, где был обретен Крест Христов, и другие храмы на святых местах Иерусалима, предоставила для этого много средств и с частицею Животворящего Креста возвратилась в Византию. Император Константин с почестями встретил свою мать с частицею Креста Господня. После обретения Животворящего Креста Господня равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включивший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился десять лет и был освящен 13 сентября 335 года, а на следующий день Крест Господень был воздвигнут в храме, и в этот день было установлено праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. А Церковь впервые в этот день запела: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим

Крестное знамение — это победное знамя Христа. Христос посредством Креста победил Диавола и даровал спасение роду человеческому. Крест прославил Христа. Крест — хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкви; Крест — царей держава; Крест — верных утверждение; Крест — ангелов слава и демонов язва …

крест1«Посему и на двери наши, и на чело, и на очи свои, и на уста, и на перси ,и на все члены наложим себе сей Животворящий Крест; вооружимся Сим Непобедимым Оружием христиан, Сим Победителем смерти, Сею Надеждою верных, Сим Светом кротких, Сим оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, Сею Опорою православной веры, спасительною Похвалою Церкви. Ни на один час, ни на одно мгновение не будем, христиане, оставлять Его, повсюду нося с собою, и без Него не будем ничего делать; но спим ли, встаем ли, работаем, едим, пьем, идем в путь, плаваем по морю, переходим реки, — все члены свои будем украшать Животворящим Крестом. Сопротивные силы, видя Крест, трепещут и удаляются. Крест просветил всю вселенную. Он разогнал тьму и возвратил свет. Он от запада и севера, от моря и востока, собрав народы в единую Церковь, к единой вере и единому крещению, связал их любовью» Преподобный Ефрем Сирин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.