ВЕЛИКИЙ ПОКАЯННЫЙ КАНОН И ЕГО ТВОРЕЦ, ПРЕПОДОБНЫЙ АНДРЕЙ, АРХИЕПИСКОП КРИТСКИЙ

великий канон картинкаКанон Андрея Критского в Храме Св.Архангела Михаила будет читаться на Великом Повечерье с Понедельника — 3 марта, по Четверг — 6 марта с 18-00.

…Покаянию время, прихожду к Тебе, Содетелю мой. Возми бремя от мене тяжкое греховное, и, яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Вольная, Спасе, и невольная согрешения моя, явленная и сокровенная, ведомая и неведомая, — вся простив, яко Бог, очисти и спаси мя…

Святитель Андрей, архиепископ Критский, родился в городе Дамаске в семье благочестивых христиан. До семилетнего возраста мальчик был нем. Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния. Однажды по причащении Святых Христовых Таин он обрел дар речи и начал говорить. С того времени отрок начал усиленно изучать Священное Писание и Богословские науки. Четырнадцати лет он удалился в Иерусалим и там принял пострижение в обители преподобного Саввы Освященного. Святой Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был кроток, воздержан, так что все удивлялись его добродетели и разуму. В правление императора Юстиниана II (685-695) святой Андрей был рукоположен в архиепископа города Гортины на острове Крит. На новом поприще он просиял как истинный светильник Церкви, великий иерарх — Богослов, учитель и гимнотворец.

Святитель Андрей написал много Богослужебных песнопений. Он стал основателем новой литургической формы — канона. Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского – Великий покаянный канон (еще называемый умилительным) —  жемчужина церковной гимнографии.

Великий покаянный канон уже более 1200 лет поется и читается на Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста. Великий канон состоит из 250 тропарей, и великим именуется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению.

Начинается Великий канон текстом, обращенным ко Христу: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» — с чего же начать мне каяться, ведь это так трудно… Канон Андрея Критского – хвала покаянию. Именно для того он и читается в самом начале Великого поста, чтобы сразу задать человеку высокую планку на весь пост, указать главную цель поста – покаяние.

Нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Покаяние святого Андрея глубокое и искреннее. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех его песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, (Господи), но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». Чем ближе человек к Богу, тем больше видит свои грехи--этому учит нас святой Андрей Критский.

Весь Великий канон есть беседа с собственной душой, призыв подняться из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани, что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу. Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение — покаяние.

Гряди, окаянная душе, с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися прочее преждняго безсловесия, и принеси Богу в покаянии слезы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.