СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ВЕЛИКИЙ (ЧИСТЫЙ) ЧЕТВЕРГ

тайная вечеря«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоанн 6:48-56).
Великий четверг Страстной седмицы наполнен Евангельскими событиями- это и преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; и благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; и прославление бесконечного самоотвержения Христова; и скорбь о Его страданиях; и негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды.
В день опресноков Иисус Христос послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. Тогда же, Господь в утверждение того, что Царство Божие – это не величие, не слава, не всевластие, а наоборот- любовь , смирение и чистота духа и помыслов, возстал и умыл ноги Своим ученикам. Господь совершил то действо, которое по обыкновению делали рабы, явив Собой полное смирение, показав ученикам пример истинного служения людям — без гордыни и стеснения.
По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую — великое таинство святейшей Евхаристии. « И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28).
Тогда же, на вечери Господь предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и далее ,обмакнув, подал хлеб Иуде Искариотскому. По хлебу вошел в Иуду сатана, и отрекся предатель от Церкви и Учителя.
Далее Господь, взявши с Собой Петра, Иакова и Иоанна удалился в сад Гефсиманский на гору Елеонскую для молитвы, где Ему явился Ангел с небес и укреплял Его. Гефсиманская молитва Иисуса Христа показывает нам, что молитва являет собой самое высокое и святое утешение в скорбях, болезнях и горестях, а также укрепляет нашу готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество и силу молитвы Господь показал нам Своим примером перед Своими страданиями и смертью, а также внушая скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
А далее – страшное…Иуда, который на вечере вместе со всеми причастился Христовых Тайн, предает и продает Спасителя за 30 сребренников , яко беглого раба. Ничто уже не остановит предателя Иуду- ибо сердце его съели деньги и там нет места для любви и смирения, которым учил Спаситель…
Вся суть предательства Иуды хорошо видна в стихотворении «Сонет об Иуде» Франческо Джанни (1760–1822), переведенном в 1836 году А.С. Пушкиным:

Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геенны гладной...
Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Прияли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,
И сатана, привстав, с веселием на лике
Лобзанием своим насквозь прожег уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.

«Вечером этого же дня совершается Утреня Великой пятницы, или служба 12-ти Евангелий, как обычно называют это богослужение. Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения. В нем Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя. Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол» ( Епископ Александр Милеант))
СТРАСТНЫЕ ЕВАНГЕЛИЯ
1) Иоанн 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его молитва на Тайной вечери).
2) Иоанн 18:1-28 (Взятие под стражу Спасителя в Гефсиманском саду и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Матфей 26:57-75 (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
4) Иоанн 18:28-40, 19:1-16 (Страдания Господа на суде у Пилата).
5) Матфей 27:3-32 (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение на распятие).
6) Марк 15:16-32 (Путь Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
7) Матфей 27:34-54 (О крестных страданиях Господа; чудесные знамения, сопровождавшие Его смерть).
8) Лука 23:23-49 (Молитва Спасителя за врагов и раскаяние благоразумного разбойника).
9) Иоанн 19:25-37 (Слова Спасителя со креста к Богородице и апостолу Иоанну, смерть и прободение ребра).
10) Марк 15:43-47 (Снятие тела Господа со креста).
11) Ин.19:38-42. (Никодим и Иосиф погребают Христа).
12) Матфей 27:62-66 (Приставление стражи к гробу Спасителя).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.