ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ. ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

преображение1«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4).

Преображение — это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды — белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние».(Кондак, глас 7-й)

Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя.

Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем несравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум.

Накануне этого дня Учитель  поразил их, обратившись к ним с необыкновенным словом. На этот раз Он говорил о том, что вскоре Ему предстоит много пострадать от первосвященников и старейшин, быть убитым и в третий день воскреснуть. Ему, три года проповедовавшему о любви, о милости и подтверждавшему истину Своих слов множеством исцелений, изгнанием нечистых духов и воскресением умерших от болезней людей! Это последнее Его откровение о Самом Себе не вмещалось в сознание Его учеников. Возможно ли было принять то, что Он, Спаситель Израиля и искупитель грехов человеческого рода, долгожданный Царь, о котором древние пророки извещали, что «Царствию Его не будет конца», может быть убит руками людей?

преображение2Апостол Петр, самый близкий к Нему из учеников стал прекословить Ему: «будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!». Ученики Христа еще не понимали, что значит «воскреснуть». Они были свидетелями того, как Учитель возвращал к жизни умерших больных, и не понимали, зачем Ему умирать, чтобы снова вернуться к жизни? И вот тогда апостол Петр, знавший об особенной любви Христа к нему, получил от своего Учителя неожиданно резкий ответ: «Отойди от меня, сатана! Ты мне соблазн, потому, что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое». Христос знал, что диавол, искушавший Его прежде в пустыне за Иорданом, и на этот раз пытался отклонить Его от предназначенного Ему крестного пути через уста Его любимейшего ученика.  Апостол Петр и другие апостолы, разделявшие с Иисусом Христом тяготы странствий и труд Евангельской проповеди, до Воскресения Господа из мертвых были еще младенцами в вере: они видели великую силу Его слова и творимые Им явные чудеса, но не знали тайн Божиих. Учитель был для них самым дорогим человеком, подобным одному из пророков, хотя и превосходящим их в деле и слове.

Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием. Этот свет преображенного человеческого естества изображается на иконах святых не иначе как нимбами. Слова апостола Иоанна о том, что «Бог есть свет», вовсе не удачная метафора, а знание, опытно приобретенное на горе Фавор.

Преображение — всегда радостный, мирный праздник. Духовная радость находит продолжение в повседневных событиях. Щедрые приношения земли, последнее тепло летних месяцев напоминают о том, что Господь печется о своих созданиях и здесь на земле. Вслед за этим Церковь совершает освящение плодов нового урожая: меда, яблок и винограда с тем, чтобы верующие принимали пищу с благословением от Бога, и она приносила здоровье и радость.

преображение4Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Колосья и виноград приносили в храм в благодарность Богу за Его любовь, за дарование щедрого урожая. Но таинственно-символическое значение этой традиции состоит еще и в том, что природа, искаженная после грехопадения человека, нуждается в обновлении не меньше самого человека. Освещение плодов – символ будущего преображения природы, символ преображения человека, пошедшего за Христом, символ Праздника Преображения Господня

«Мы совершаем освящение плодов, освящение вод, освящение хлебов, мы совершаем освящение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни; внутри пределов Церкви это начало чуда Преображения и Богоявления; верой человеческой отделяется вещество этого мира, которое предано человеческим безверием и предательством тлению, смерти и разрушению. Верой нашей отделяется оно от этого тления и смерти, отдается в собственность Богу, и Богом приемлется, и в Боге уже теперь, зачаточно, поистине делается новой тварью». ( Митрополит Антоний Сурожский).

Смотреть фотографии            Слушать проповедь

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.