НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

икона мытарь и фарисейСмиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих

(Прп. Ефрем Сирин).

Великий пост предваряют подготовительные Недели и седмицы. В переводе на современный язык неделя означает воскресенье, а седмица — неделю. 9 февраля 2014 года — Неделя о мытаре и фарисее. С этой недели Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту.     

Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18; 10-14).

И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: «Господи, помилуй мя, грешнаго!». Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, упиваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, Святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели — это смирение и покаяние, а главное препятствие — гордость.

Чему нас учит Спаситель? Смирению! Спаситель – учитель смирения. Евангелие Христово – это Евангелие смирения. Это благовестие о смирении. Вся жизнь Спасителя была сплошным смирением! И смерть была таким же смирением – высшим!.. Смирение, смирение, смирение...(о. Всеволод Шпиллер)

Фарисей—это не профессия, не титул…Можно сказать, что фарисейство—это состояние души. Оно начинается с самолюбования и самовозвышения. Главной характеристикой фарисея является эгоизм и невероятное себялюбие. По сути, фарисей человек вроде  и неплохой— ведь на самом же  деле-- не грабит, не убивает,  не прелюбодействует, усердно молится и старается жить по Заповедям Божьим. Но увы…Все это, в конечной цели, напрасно—ибо ничего божественного душа фарисея не приобретает. Бога нашего мы знаем в Его бесконечном терпении, в Его кротости, в Его смирении. А этого фарисей-то как раз и не имеет…

А мытарь, вроде и сказал  пять –шесть слов, а ушел из храма оправданным, ибо молитва его была лишена гордыни, а смирение было искренним. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, Святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Для того,  чтобы избежать греха гордыни, нужно сравнивать себя не с себе подобными и равными, а с теми . кто достиг совершенства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.